Публикации

Как слово наше отзовется…

      Чем бы мы ни занимались, что бы мы ни делали – мы неизменно пользуемся словами. Но часто ли мы задумываемся  о том, что мы говорим себе и окружающим людям? Ведь иногда одно-единственное слово может разрушить семью, убить надежду на выздоровление, сделать лучших друзей непримиримыми врагами. В других случаях может творить чудеса: исцелить безнадежно больного, вернуть любовь и согласие в семью, придать жизни новый смысл.

       Секрет слова в том, что это не просто набор звуков. В слове заложена информация, которая оказывает влияние на наше бессознательное. А как известно –  в бессознательном берет основу все то, что в последствии находит отражение в сознании, то есть реальные поступки человека. Поэтому особенно важно помнить, как отзываются наши слова, обращенные к детям.

         В связи с этим наше пристальное внимание стала привлекать широко распространенная профилактическая работа, позиционируемая сейчас в обществе как антинаркотическая.

         По мнению ряда исследователей, антинаркотическая компания может увеличить возможность того, что подростки будут употреблять наркотики. Дело в том, что часто авторами материалов данного направления допускаются грубые нарушения в механизме подачи информации на аудиторию детей и подростков. Из-за отсутствие должных знаний  о  возрастных особенностях психики и  ее бессознательных механизмах, вольно или невольно, авторы антинаркотических компаний создают скрытую пропаганду запрещенных веществ. Каким образом?

          Исследования  доктора философии Карсона Вагнера Университета Колорадо показали, что чем больше внимания антирекламе уделяют респонденты, тем более открытыми для наркотиков становятся они.

           Исполнительный директор Центра подготовки кадров по профилактике наркомании СЗФО Наталья Солнцева считает,  что взрослые снимают антинаркотические фильмы и создают социальную рекламу о вреде наркотиков « со своей колокольни». Они  не подозревают о том, что что-то страшное для подростка может стать привлекательным, что для удовлетворения обостренный тяги к риску он может бессознательно прибегнуть к способу, о котором так много везде говорят. Ведь есть народная пословица « Говори человеку «свинья» - он и захрюкает»

             Руководитель АНО «Лаборатории социальной рекламы», автор учебника « Социальная реклама: теория и практика», доцент государственного университета «Высшая Школа Экономики» Гюзелл Николайшвили считает, что только 2-3% российских школьников способны понять правильно «шоковые» рекламные ролики. Остальные сделают выводы, что это норма и будут вести себя подобным образом.

             Среди психологов  давно  известен факт нашей «сознательной глухоты» в восприятии частицы «не». Если мы ее используем в назидательных и воспитательных формах, то ее воздействие просто стирается в нашем сознании. Частица «не» «исчезает» в содержании текста . Вместо  формулы «Не надо» сознание воспринимает «Надо».

Просмотр многочисленных названий акций, конкурсов рисунков, баннеров, мероприятий местного, регионального и российского уровня вызывает профессиональный шок: в каком количестве идет программирование детей на разрушающие модели жизни! 

             Мы говорим о том, что антинаркотическая компания в любых своих формах должна быть умной и психологически грамотной.

             Психологически грамотная антинаркотическая пропаганда предполагает взять за основу  усиленную демонстрацию детям и подросткам эффективной и жизнеутверждающей модели взаимодействия с самим собой и с окружающим миром. Вектор внимания детей  и подростков сфокусирован на развитии своей личности, на раскрытии творческого потенциала, на реализации  своих возможностей, на извечных общечеловеческие ценностях.  При данном подходе ребенок начинает осознавать себя как уникальную личность, у него формируется адекватная самооценка, позитивная «Я- концепция». Такой ребенок учится конструктивно взаимодействовать с окружающей реальностью, обладает  ресурсами к социальной и личностной адаптации, успешен в учебе. У такого ребенка формируется установка «Жить!»

                Основой данной концепции могут  выступать:

- система психологического сопровождения детей и подростков в

  образовательных учреждениях,

-  система дополнительного образования,

-  культура, наука, спорт, искусство,

-  духовно-нравственные ценности,

-  повышение психологической грамотности населения.

                Свою практическую деятельность в МБОУ «Гимназия №2»

психологическая служба основывает на создании условий для успешного продвижения обучающихся в направлениях образования, социализации и личностного развития с учетом их актуальных и ресурсных возможностей. Профилактическая работа сочетает в себе и просветительское, и коррекционное, и развивающее направления, что позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся и законы восприятия информации психикой.

                 Акцент делается на   активных формах профилактики: адаптационные тренинги в 1, 5, 10 классах, коммуникативные тренинги , детско-родительские тренинги, индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, консультации, выступления на родительских собраниях.  Прекрасно себя зарекомендовали в практике арт-терапия, сказкотерапия, игровая терапия, приемы социо-игровой стилистики.

                Администрация гимназии поддерживает развитие психологической службы, создавая материально-технические условия для эффективной работы: отдельный кабинет для проведения индивидуальных и групповых форм работы, компьютер, , магнитная доска для творчества, изобразительные средства, круглые столы и стулья, регулярный косметический ремонт.

               Особенность  практической деятельности психолога заключается в «отсроченном» результате, который становится видимым через год, через два, через три…Чем измеряется эффективность нашей работы?  В улыбках, в светящихся жизнью глазах, в прямой осанке, в смене прически и цветовой гаммы одежды, в достижениях, в спокойствии, в гармонии отношений, в принятии ответственности, в вернувшейся активности…

               И за всем этим стоят слова: «любовь», «семья», «доброта», «понимание», « друзья», «общение», «творчество», «созидание», «поиск», «талант», «уверенность»…

               А какие слова стоят за вашей деятельностью? 

                                                                          Маньшина А.А.

                                                                           Сенотова С.В  .