Должностная инструкция учителя

Должностная инструкция учителя

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Гимназия № 2» городского округа город Салават

Республики Башкортостан

 

Общие положения

1.1.  Настоящая должностная инструкция разработана на основе квалификационной характеристики учителя образовательного учреждения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н в составе раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

1.2.Учитель назначается и освобождается от должности директором гимназии.

1.3. Учитель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку по направлению деятельности в гимназии без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Учитель подчиняется непосредственно заместителю директора гимназии по учебно-воспитательной работе.

1.5. В своей деятельности учитель руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами гимназии (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором.

  1. 2.        Учитель должен знать:

2.1.  Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

2.2.  Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;

2.3.  Конвенцию о правах ребенка;

2.4.  Педагогику;

2.5.  Достижения современной психолого-педагогической науки и практики;

2.6.  Психологию;

2.7.  Основы физиологии, гигиены;

2.8.  Теорию и методы управления образовательными системами;

2.9.  Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

2.10.   Проектные технологии и эффективные средства делового общения;

2.11.   Требования ФГОС нового поколения и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении;

2.12.   Методики преподавания предметов и воспитательной работы, программы и учебники, отвечающие требованиям ФГОС;

2.13.    Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

2.14.    Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

2.15.    Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

2.16.    Основы экономики, социологии;

2.17.    Способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения;

2.18.    Гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней;

2.19.    Основы менеджмента, управления персоналом;

2.20.    Основы управления проектами; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

2.21.    Правила по охране труда и пожарной безопасности.

  1. 3.        Функции

Основными направлениями деятельности учителя являются:

3.1.  Обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета в рамках ФГОС и возраста обучающихся;

3.2.  Организация внеклассной работы по предмету с учетом требований ФГОС;

3.3.  Организация внеурочной деятельности обучающихся с учетом требований ФГОС;

3.4.  Содействие социализации обучающихся, формированию у них общей культуры, осознанному выбору ими и последующему освоению профессиональных образовательных программ;

3.5.  Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе.

  1. 4.        Должностные обязанности

Учитель гимназии выполняет следующие должностные обязанности:

4.1.  Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета;

4.2.  Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;

4.3.  Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы;

4.4.  Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения;

4.5.  Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой гимназии, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе основной общеоб­разовательной программы гимназии и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности;

4.6.  Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов);

4.7.  Обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям новых ФГОС, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме;

4.8.  Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя в своей деятельности компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы;

4.9.  Осуществляет поддержку и сопровождение личностного развития обучающихся. Выявляет их образовательные запросы и потребности. Ведет сбор данных о планах и намерениях учащихся, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах. Помогает учащимся в выявлении и решении индивидуальных проблем, связанных с освоением образовательных программ.

4.10.   Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся;

4.11.   Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся);

4.12.    Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в гимназии;

4.13.    Участвует в деятельности педагогического и иных советов гимназии, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы, повышает квалификацию;

4.14.    Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;

4.15.    Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими);

4.16.    Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности, проводит инструктаж обучающихся по безопасности труда на учебных занятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;

4.17.    Допускает в установленном порядке на занятия представителей администрации гимназии в целях контроля и оценки деятельности учителя;

4.18.    Заменяет на уроках временно отсутствующих учителей по распоряжению заместителя директора по учебно-воспитательной работе гимназии с оплатой замены в установленном порядке;

4.19.    Дежурит по гимназии в соответствии с утвержденным графиком дежурств в перерывах между занятиями, а также за 20 минут до начала и в течение 20 минут по окончании сво­их уроков;

4.20.   Проходит обязательную аттестацию каждые 5 лет для подтверждения соответствия занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности (если стаж работы учителя в занимаемой должности не менее двух лет и учитель не имеет квалификационной категории);

4.21.    Проходит периодические бесплатные медицинские обследования;

4.22.    Соблюдает этические нормы поведения в гимназии, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению учителя;

  1. 5.        Права

Учитель имеет право:

5.1.  Участвовать в управлении гимназией в порядке, определяемом Уставом гимназии;

5.2.  На защиту профессиональной чести и достоинства;

5.3.  Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

5.4.  Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики;

5.5.  На конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

5.6.  Выбирать и использовать методы обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с основной образовательной программой, утвержденной гимназией и списком учебников и учебных пособий, определенных гимназией; 

5.7.  Повышать квалификацию;

5.8.  Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

5.9.  Давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, применять к обучающимся меры педагогического воздействия в случаях и порядке, установленных Уставом и Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся гимназии;

5.10.    Принимать участие в разработке основной образовательной программы гимназии;

5.11.    Вносить предложение по совершенствованию деятельности гимназии.

 

  1. 6.        Ответственность

6.1.  В установленном законодательством Российской Федерации порядке учитель несет ответственность за:

реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся.

6.2.  За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка гимназии, законных распоряжений директора гимназии и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, учитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

6.3.  За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка учитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».

6.4.  За виновное причинение гимназии или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей учитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

  1. 7.             Взаимоотношения. Связи по должности

Учитель:

7.1.       Работает в режиме выполнения объема установленной ему учебной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки;

7.2.       В период каникул, не совпадающий с отпуском, привлекается администрацией гимназии к педагогической, методической или организационной работе в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки до начала каникул. График работы учителя в каникулы утверждается приказом директора гимназии;

7.3.       Заменяется на период временного отсутствия учителями той же специальности или учителями, имеющими отставание по учебному плану в преподавании своего предмета в данном классе;

7.4.       Получает от администрации гимназии материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

7.5.       Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками гимназии;

7.6.       Предоставляет необходимую информацию по запросу администрации гимназии.